Культ раннего развития ребёнка прочно укоренился в сознании современного родителя. Развитие с самого рождения сейчас считается неотъемлемой составляющей правильного и благополучного воспитания и дальнейшего гармоничного интеллектуального, физического и психо- эмоционального развития ребенка .
«Чем раньше, тем лучше» – современный лозунг в детском воспитании и развитии.
Разнообразие различных предложений по интеллектуальному эмоциональному и физическому развитию ставит перед родителями дилемму выбора. Предлагается множество разнообразных авторских методик- Монтессори, Зайцева Домана и тд.
На собственном опыте знаем, что родителей при знакомстве с детским заведением-, интересует количество и разнообразие предлагаемых развивающих занятий, занятий по авторским методикам: музыкальные, танцевальные занятия, занятия спортом, образовательные. Загруженный график для детей раннего возраста имеет спрос среди родителей . Из-за нехватки элементарного педагогического образования и знания детской возрастной психологии, родители часто втягиваются в суету заблуждений . Родители выбирают заведение, где больше и разнообразнее предложение.
Следующий вопрос касается наличие большого числа детей в группе. Считается, что если много детей, то ребенку будет не скучно, будет с кем играть и общаться. Причина этого — непонимание, как должен быть организован процесс воспитания и обучения детей. Воспитатель в этом случае выполняет роль сиделки.
Главная же задача, не напичкать ребенка информацией и различной деятельностью, цели и задачи которой обычно не учитываются квазивоспитателями, а поощрить его естественную любознательность и самостоятельность, сформировать базисные понятия и социальные навыки через любую деятельность ребенка.
Для этого важно активное взаимодействие воспитателя и всех участников группы.
Эффективность малочисленных групп в данном процессе очевидна. Любой опытный преподаватель понимает разницу между группами в 40, 20, больше 7 человек. При наличии в группе даже более 7 !детей снижается эффективность и качество всех происходящих процессов. На это есть обоснованные причины:
— не все дети обладают одинаковыми навыками самообслуживания., не все умеют самостоятельно одеваться, далеко не все могут самостоятельно сходить в туалет, покушать и тд.
— индивидуальное обучение детей в большой группе невозможно;
— для поведения детей характерна цепная реакция: заплакал один ребёнок – остальные тут же перенимают его настроение, даже если до этого всё было спокойно и хорошо;
— дети в больших группах часто болеют и быстро утомляются;
— в больших группах очень сложно учитывать особенности ребенка и тд.
Следующая проблема- это вера в гениальность и исключительность своего ребенка. Правда зачастую никого не интересует. Разговоры с родителями уже превратились в целое искусство общения и обольщения.
Заблуждения родителей относительно «гениальности» их детей всячески подкрепляются как на словах, так и на деле. Проблема с ранним развитием возникает как результат неосведомленности самих родителей. Естественное желание дать ребёнку всё самое лучшее, чтобы он с ранних лет превосходил своих сверстников в развитии, приводит к тому, что родители вкладывают огромные средства в его развитие, при этом часто лишая ребёнка самого необходимого – детства.
При этом нет каких-либо данных, которые утверждают , что большое количество разных занятий формирует выдающиеся способности у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо методике, точно так же, как их обычные сверстники, начинают ходить, говорить, запоминать.
Ещё одна ловушка для родителей- это формирование у ребенка определенного навыка. Например, часто можно слышать от родителей,что ребенок знает числа , умеет выполнять арифметические действия или например читать в 4 года. При этом упускается развитие логического мышления, или осознанности чтения. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три-четыре года. Тем не менее, это не является показателем развития .
Следующая проблема- это видимость результа. Бывает родители не один год водят детей на занятия, но реальных результатов нет. При этом грамотно приподнесенная родителям информация позволяет сформировать позитивное впечатление от воспитательного и образовательного процесса. Так дети, которые демонстрируют самостоятельные объемные аппликации, занимаются лепкой декупажем, ходят на занятия по музыке или плавание , демонстрирующие аккуратные, безошибочно заполненные рабочие тетради, на самом деле не могут пользоваться ножницами, не могут обвести и вырезать квадрат по шаблону, самые элементарные задания вводят их в ступор, они не знают, как их выполнять. В погоне за показными результатами не формируются важные навыки самостоятельности, сосредоточенности, внимательности, умения думать и рассуждать, ставить задачи, находить решения, выражать свои мысли, ощущения , прилагать усилия, при этом дети, выходя после занятия, хвастаются своими успехами и демонстрируют поделку, которую только что самостоятельно сделали на занятии. Вот это так называемая внешняя сторона.
У них под рукой всегда есть помощник, которые сделают всё за них. Им останется лишь полюбоваться своей «самостоятельной» работой, а потом поделиться «успехами» с родителями. А ведь дети совершенно серьезно воспринимают такую работу как свою, даже если весь их труд заключался лишь в том, чтобы созерцать действия воспитателя.
Получается, что с малых лет детей приучают присваивать чужой труд, выдавать чужие успехи за свои собственные. И такое «раннее развитие» сегодня можно встретить на каждом шагу.
Руководители таких учреждений заинтересованы в том, чтобы довольны были, прежде всего, именно родители. Родителям нравятся эффектные работы детей, ведь их можно продемонстрировать широкой общественности, мамам будет о чем поболтать с подругами, хвастаясь достижениями своего чада. Дома с такими детьми чаще всего не занимаются. Считают, что они платят деньги, за занятия в детском учреждении и им уже заниматься не обязательно..
При этом мало кто реально понимает суть того или иного процесса и сроки его реализации. Ну нельзя бесконечно обучать ребенка выговаривать звуки и не достигать результата. Это тоже одно из заблуждений.Считается, что воспитателем или преподавателем может быть любой человек, который этого захочет или у которого есть свои дети, чем больше- тем больше ты педагог.
Следующая проблема- это эрудированность родителей. Часто начитавшись статей в итернете или пообщавшись с другими родителями, формируется ложное представление о том, что правильно или неправильно.
Но есть и доказанные обоснованные установки. Например, всем родителям известно, что движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Научно доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, мелкой моторикиу. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте действительно составляет часть умственного развития, но при этом подтверждено, что максимальное развитие детей идёт через искусство и творчество, причем в слиянии друг с другом. Занимаясь с детьми кукольным театром уверенно могу сказать, что при этом виде творчества дети развиваются на глазах.
С помощью этого уникального вида деятельности можно корректировать любые, не физиологические, проблемы в развитии и воспитании ребенка, будь то речевые, психо- эмоциональные, социальные и тд .
В результате родители в погоне за ранним развитием в итоге могут получить полную противоположность своим ожиданиям: позднее или даже отсталое развитие. Вот почему так важно иногда включать здравый смысл при принятии решений относительно своих детей. Раннее развитие сейчас – раскрученный бренд, который успешно используют в своих целях и опытные педагоги, и люди, очень далёкие от сферы образования и воспитания. И развитие ваших детей, прежде всего, зависит от вашего собственного развития и понимания причинно-следственных связей в нашем обществе.
А как же тогда развивать детей?
Все занятия – это, прежде всего, игровая деятельность, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. При этом детям важно научиться проявлять свою самостоятельность. У воспитателей редко есть возможность развить имеющиеся способности ребенка , его независимость и любознательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы в первую очередь. И тут не имеет значения, сколько интеллектуальных знаний вы уже успели вложить в ребенка.
К чему эта статья?
Хочется, чтобы родители в первую очередь понимали, что ответственность за последствия любого выбора будет всегда отдаваться результатами детей. В погоне за ВНЕШНИМИ достижениями вы можете упустить формирование действительно важных и нужных качеств, необходимых для полноценного развития ребенка.Уровень развития вашего ребенка зависит только от уровня ваших ценностей и от вашей способности мыслить адекватно.
Лучшее, что можно вырастить из морковки это МОРКОВИЩЕ, но не арбуз или ананас.